Недеров П.Н.

 

                        ЗАКОН  МИРОВОЙ  АСИММЕТРИИ  И  НАША  ЖИЗНЬ

                                              (По теме  «Исцеление  философией»)

 

                                                                                  «Философия  -  невразумительные  ответы  на

                                                                                                                     неразрешимые  вопросы»

                                                                                                                                       (Адамс  Генри)

 

                                                                        «Человек  нуждается в диалоге  на  вечные,  на самые

                                                                           простые,  самые глубокие  и  волнующие  вопросы.                           

                                                                           Человек,  которого нисколечко  не  интересуют эти

                                                                            вопросы,  теряет свое  нравственное начало. Он  по-

                                                                            добен  человеку,  отравленному наркотиками,  будь

                                                                            то  буквально алкоголь  или  анаша,  или в перенос-

                                                                            ном  смысле  -  наркотиком  потребительства».

                                                                                                                   ( Академик  Я.Б. Зельдович)

               

    «Суета сует и все – суета» - так  отозвался древний мудрец Екклесиаст о нашей беспокойной жизни. Откуда эта суетность нашей жизни?  Ответ прост - хочешь жить, умей вертеться! А если не будешь вертеться, то тебя съедят, уничтожат. Так обстоит дело в живой природе и почти также и  в человеческом обществе. Глобальная программа целеустремленности всего живого выражена ключевым словом ВЫЖИТЬ. Эволюция была строга - кто плохо выполнял эту программу, тот попадал  в  «отходы производства», а гора этих  отходов, очевидно, выше Эвереста. Природа в  своих  поисках   экспериментировала  методом  «проб и ошибок»,  при котором  выход положительного результата весьма низок и составляет малые доли процента.  Средств выживания  всего  сущего было не так уж и много, это – способность интенсивно восполнять убыль популяции путем  размножения, быстрое приспособление  к  изменчивым условиям среды, сохранение способности к самосовершенствованию. Ошибается тот, который думает, что все это было в прошлом – отнюдь нет, естественный отбор во всю действует и в наши дни и повсюду  -  в обществе,  живой природе и каждый из нас вынужден был пройти через его строгий контроль, выдержав тест на пригодность к существованию.  Приспособляемость всего живого, умение находить выход из тупиковых ситуаций поражают воображение.  Недавно по TВ шла передача по этой теме. В природе существуют колонии простейших амебообразных  микроорганизмов.  Когда пищи достаточно, они живут раздельно и самостоятельно. Но когда корм кончается и возникает угроза голодной смерти, эти неразумные проявляют чудеса разумного поведения. Они объединяются в один большой комок, способный выпускать щупальца и передвигаться  в поисках корма.  После переселения  на  новое  место комок  распадается на отдельные существа. Кто и что ими командует и на каком уровне записана программа такого их поведения – одному  Богу  известно,  наука  тут  молчит.  Инстинкта  у них нет,  как и мозга – они  простейшие.                          

     Предполагается, что возникновение жизни не было одноактным процессом и она возникала и погибала многократно, пока не достигла в своем совершенстве той красной черты, после чего  враждебные силы не в состоянии были ее задавить. Согласно науке жизнь относится к классу Открытых  Систем,  способных существовать только путем взаимодействия с внешней средой.  В генах каждого существа главная  программа выживания записана в виде совокупности рабочих программ обмена с внешней средой.  Эта среда может быть как матерью, так и мачехой. Она требует строгого поведения по отношению к себе и не терпит нарушений правил. Зависимость от среды породила ПОТРЕБНОСТИ.  Пища, тепло, жизненный материал, информация – нужда в них и есть совокупность этих потребностей всего живого.  Возникает банальный вопрос – почему живому существу необходимо постоянно потреблять и потреблять - обжорство какое-то! Куда девается съеденное раньше? Существо, если даже ничего не делает,  вынуждено регулярно питаться и кроме пищи получать из среды много что еще. Известный ученый-физик с мировым именем  Э.Шредингер  всерьез заинтересовался этим вопросом и в своей знаменитой книге «Что такое жизнь? Точка зрения физика»  впервые дал ответ на этот «банальный» вопрос. Он пришел к  выводу о том, что обмен живого со средой  есть получение из нее  «отрицательной энтропии».         

      В науке под  Энтропией принято понимать меру беспорядка, неорганизованности  любой вещи,  существа, системы  независимо от  физической  природы.  Существует в природе фундаментальный закон – «в любой Закрытой Системе, не имеющей обмена с окружающей средой, энтропия  возрастает и ее прирост всегда положителен», а для живого существа это смерть. Аналогично было установлено  понятие Негэнтропии  как меры повышения порядка, организованности.  Негэнтропия  есть отрицательная энтропия, равная убыли энтропии в  какой-либо системе. Со временем была открыта еще одна «нехорошая» закономерность Вселенского масштаба, названная Законом мировой асимметрии. Согласно ему  ВСЕ ПРОЦЕССЫ  В НАШЕЙ ВСЕЛЕННОЙ  НАПРАВЛЕНЫ  В СТОРОНУ ПОВЫШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ ЕЕ СОСТОЯНИЯ.  Вроде бы ничего страшного в этом нет – пусть себе направляются куда хотят. Но, как оказалось, наиболее вероятным состоянием природы является  хаотическое состояние как наиболее равновесное, содержащее минимальную внутреннюю энергию. Вот тут-то начался великий конфуз – оказывается,  энтропия  Вселенной  неизбежно увеличивается, а  порядок (степень организованности) уменьшается! Это вызвано постоянным рассеиванием (диссипацией) энергии звезд, галактик и других  вселенских объектов в необъятных просторах Космоса с последующим их угасанием и распадом. При этом  указанный закон не противоречит ни одному  ранее установленному закону природы, в том числе и законам сохранения материи, энергии и заряда, а только дополняет их.  Но Шредингер имел в виду не только термодинамическую составляющую энтропии, но и структурную. В природе структурная энтропия тоже склонна к возрастанию. Это проявляется в том, что любая организованная  система со временем неизбежно теряет свою упорядоченность и  распадается на составные части – происходит деструкция.  В жизненной практике  мы постоянно наблюдаем  привычную ситуацию  -  беспорядок  возникает  сам собой, а  с порядком этого не случается  -  его надо создавать. Такое же неравноправие наблюдается в противоположностях:  «плохое»  и «хорошее»,  зло и добро,  болезнь и здоровье,  бедность и достаток,  дефицит и изобилие.

     В настоящее время под энтропией принято понимать не только меру беспорядка, но и  «энтропийные  силы»,  повышающие этот беспорядок. К ним относятся вполне реальные  энергетические, физико-химические, биофизические, социальные, информационные факторы и процессы. Результат их действия можно видеть повсюду – все вещи со временем портятся, приходят в негодность, даже гранит не выдерживает, а металлы окисляются, ржавеют, все органическое подвергается разложению. Информация искажается, теряется, стареет. Государства, империи, целые народы уходят с исторической арены – стоит вспомнить Историю Древнего мира. К  длинному ряду деструктивных действий энтропии относятся также стихийные бедствия, эпидемии и техногенные катастрофы. Космос тоже стареет, галактики распадаются, звезды гаснут, планеты разрушаются.  Специалисты по космологии утверждают, что через 50 миллиардов  лет  в  нем  не останется ни одной звезды,  «горючее» Вселенной кончится -  весь  водород,  гелий и легкие элементы  «выгорят»,  превратившись в тяжелые элементы.

       Эти же физико-химические и другие процессы, направленные на повышение  порядка  в системе, являются уже  негэнтропийными.  Яркими примерами их благотворного действия является появление жизни на Земле, рождение нового живого существа, растения, возникновение кристаллов из растворов, рождение новой звезды, повышение уровня совершенства  любой системы и структуры, объекта и субъекта, восстановление всего, что было испорчено ранее. Для уменьшения энтропии требуется вмешательство внешней или внутренней упорядочивающей силы. Все живые природные структуры упорядочены и  способны сопротивляться энтропии и в ходе жизнедеятельности повышать свой порядок, поэтому они в кибернетике называются самоорганизующимися системами.

     Шредингер пишет: «То, чем питается организм, является отрицательной энтропией». Это  в переводе на житейский язык  означает следующее. Любой организм  забирает из окружающей среды, (а мы из магазина, рынка, собственного сада-огорода)  питательные вещества  с высокой степенью организованности содержащихся  в них белков, жиров, углеводов, минеральных веществ. Усваивая их,  организм обновляет  свои клетки,  восполняет  запас питательных веществ для них, получает  необходимое количество калорий, а отходы жизнедеятельности - обесцененный материал с повышенной энтропией  возвращает обратно в среду.  Таким образом, жизнь научилась «перекачивать» свою ненужную ей энтропию в окружающую ее среду через питательные вещества, понижая уровень собственной энтропии, а это есть получение «отрицательной энтропии», о чем пишет Шредингер.  Получение ее  равносильно  повышению  порядка  организма  или  компенсации  утерянного  порядка.

.    Все необходимое для жизни мы без всякого спроса отнимаем у природы. Другого выхода у нас нет,  нам надо выполнять программу выживания наряду со всеми. Программа одна, только способы выполнения разные. Выражаясь коротко и обобщенно, все живое существует постоянно «выкачивая порядок» из окружающей среды. Под термином  «порядок» в широком смысле подразумевается   структурная (материализованная), энергетическая, информационная  упорядоченность. Между порядком и энтропией существует линейная зависимость следующего вида: R = 1 – S/Sm, где R – порядок  системы,  S – текущее значение энтропии,  Sm – ее  максимально допустимое  значение.  При S = Sm  система перестает существовать. Если приращение /\S >0, то имеют место энтропийные процессы, если /\S<0, то это уже признак появления  негэнтропии. Для определения количества энтропии Людвиг Больцман вывел свою знаменитую формулу, обессмертившую его имя:  S = k logW, где W – вероятность  нахождения системы в данном состоянии, равная числу способов достижения этого состояния. Установлено, что вероятность хаотического состояния  равна бесконечности, а  вероятность любого организованного состояния  всегда  конечна.  Поэтому вероятность беспорядка всегда выше, чем порядка  -  именно в этом  заключена сущность закона мировой асимметрии. Даже из житейской практики мы знаем, что  всюду беспорядок устанавливается «сам собой», а порядок  -  нет, его надо устанавливать принудительно, затратив труд.

     Согласно второго начала термодинамики  порядок состояния горячего тела всегда выше порядка холодного и  тепло от  менее нагретого тела  к  более нагретому  самопроизвольно  не происходит. То же  самое происходит и со структурной  энтропией,  так как  вероятность  превращения  структуры в хаос  весьма велик,  ибо  число способов  такого превращения практически неограниченно.  Яркий пример тому  -  вещь можно испортить бесчисленным  числом способов, а  восстановить  можно (если еще можно) только весьма  малым  числом способов. Следовательно,  закон  асимметрии  не выдуманный  кем-то закон, а является фундаментальным  свойством  самой материи. Чем выше  совершенство любой  системы,  тем  меньше ее  энтропия и – наоборот.  В природе абсолютного порядка, когда  R = 1  нет, как и абсолютного хаоса, но близких к хаосу примеров много - это  состояние  межзвездного пространства  в  Космосе,   состояние российской экономики  на  данном  этапе и т.д. 

        Наукой установлено, что  абсолютный  порядок «вреден» для системы, так  как  при  этом  она  теряет  способность к дальнейшему развитию из-за  отсутствия  «степеней свободы»  и  жесткой регламентации  алгоритма функционирования. По этой причине  любая жизнеспособная система  должна иметь  некоторый  минимально необходимый уровень   остаточной  неупорядоченности  для свободы  действий и поиска новых  запасных вариантов поведения  на случай  резкого изменения  условий  внешней  среды.  Биологи  говорят,  что  класс  насекомых  поплатился  из-за  излишней  упорядоченности  и совершенства  своей  «конструкции» и потерял  способность  к дальнейшему эволюционному  развитию еще  в  палеозое,  а  это было  550 миллионов лет  назад.  Эволюция  живого  полна  парадоксами.  Оказывается,  родоначальниками   многих  больших  классов  живых существ  -  динозавров,  млекопитающих, человека  были  вовсе  не  достигшие  пика  своего развития  существа,  а  невзрачные  слаборазвитые  предки,  но  имеющие  большой  потенциал  для  дальнейшего  совершенства  и  мобильную  генную   структуру.  Именно  они  дали  то  многообразие  видов,  из  которых  естественный  отбор  выделил  основные  линии  развития  указанных  классов. 

        Живые существа имеют очень высокую упорядоченность  материала, из которого они состоят. Их возникновение как бы противоречит  закону асимметрии. Действительно, жизнь есть «движение против течения» по отношению этому закону, но наукой раскрыты многие тайны и кажущиеся противоречия  возникновения  этого феномена  природы.  Оказывается,  все  биологические процессы и биохимические реакции  идут с выделением  тепла, то есть с рассеиванием  энергии в окружающее пространство. При рассеивании энергия обесценивается, температура ее падает, энтропия  возрастает. Следовательно, биосистемы  являются не только открытыми, но и диссипативными системами, вызывая деградацию тепловой энергии. Кроме того, они повышают структурную энтропию природной среды.  Таким образом,  жизнь активно участвует в  увеличении  энтропии среды, в конечном счете самой Вселенной и никакого нарушения закона нет. Взамен жизнь получает уменьшение структурной  энтропии. Тут земная природа  нашла «лазейку» в общем  законе – заменила один  вид энтропии другим  без нарушения  количественного баланса  и  получилось  как в народной  поговорке: «и овцы целы и волки сыты». Но жизнь вынуждена  платить  вечную дань энтропии  за свое «незаконное рождение» постоянно участвуя в диссипативных и деструктивных процессах,   диктуемых  законом  асимметрии.

      Как было сказано, все живое возникло и существует интенсивно понижая порядок окружающей среды, короче говоря, портит ее. Если этот процесс приостановить, то наш порядок опустится ниже некоторой критической черты, а это несовместимо с жизнью.   Полученный нами  порядок  внутри нас постоянно находится под  энтропийной  атакой. Статистика утверждает, что  абсолютно здоровых людей нет, а среди новорожденных практически здоров только каждый пятый ребенок. Мы, как составная часть Вселенной, подчинены Закону мировой асимметрии – наша энтропия с годами возрастает. В молодые годы в организме преобладают негэнтропийные процессы, но с возрастом  противоположные  процессы берут верх и мы неизбежно стареем, болеем, «портимся» и уходим в мир Небытия.  Асимметричность этого закона выражена в необратимости этих  процессов, по этой же причине необратима и «Стрела Времени» и обратный ход жизненных процессов  и многих  процессов в неживой природе невозможен.  В результате неумолимых свойств  закона асимметрии в этом мире все конечно. «Закон» Мэрфи гласит: «любая вещь когда-нибудь обязательно сломается!».  Не только сломается, но и перестанет существовать, распавшись на исходные вещества, молекулы и атомы, так как  срок существования  любой структуры конечен.  Конечен даже сам закон Мировой асимметрии – он перестанет действовать с исчезновением материального мира. Конечность материи как субстанции вполне реальна    материя родилась в первые секунды после Большого Взрыва, у нее есть начало, следовательно и есть конец.    К сожалению, созидательные процессы тоже конечны и  имеют всегда временный и локальный характер, они  со временем вынуждены уступить разрушительным.  Это все -  «дело рук» всевластной и вездесущей Энтропии – этой «темной царицы»  Мира.  Энтропия вездесуща, как гравитация, от нее невозможно спрятаться, но приспособиться можно, противопоставив ей  силы порядка и организованности,  отодвигая  начало стадии разрушения. Все живое спасается от нее циклическим воспроизводством  популяций. При этом, чем выше уровень организованности – тем интенсивнее атаки энтропии. Это проявляется во всех физических, биологических, химических, социальных, информационных и других системах без исключения.

        Материя, проявляя  указанные противоположные  свойства,  выступает в образе двуликого бога Януса. До открытия и осознания  глубины закона мировой асимметрии  «Царицей мира»  считалась энергия, а  энтропия считалась «ее тенью».  Но, как оказалось, энергия  является лишь движущей силой Мира, «равнодушно» участвуя как в созидательных, так и разрушительных  процессах. Направляющей силой (вектором действия)  всех  мировых процессов является   энтропия  с переменным знаком. Этот знак меняется   в  результате флуктуации  энтропии.  Такая смена всегда имеет ограниченный характер и происходит  вынужденно по принципу получения максимальной суммарной энтропии. Физический смысл этого явления  сводится  к получению  наиболее  равновесного  состояния   участвующих  в  процессе  систем.  Если подойти к этому феномену  с точки зрения стороннего наблюдателя, то можно сказать – «природа  не терпит контрасты и  любит  равновесие  всех  сил», при котором  равнодействующая  равна нулю, а внутренняя  энергия  минимальна.  «Большой Взрыв», положивший начало нашей Вселенной,  был той возмущающей силой,  которая нарушила  равновесие   исходного  состояния  некоторой «внематериальной» субстанции.  Таковой,  по предположениям  всезнающей науки, являлась критическая точка физического вакуума, в которой «умещалась» вся будущая Вселенная!   И вот уже  около 15 миллиардов лет Вселенная  «ищет»  новое равновесие, исторгая огромную  «лишнюю» энергию в  космическое  пространство,  циклически возводя и сводя  упорядоченность в беспорядок.  То, что она  созидает  организованные  структуры  (галактики, звезды, планеты и другие объекты),  то это явление  попутное  как  временное  отступление  для  «выравнивания  фронта» - позже она  все это  «исправит» -  превратит  в  хаос. Таким образом, конечной целью Вселенной является никак не Созидание,  а  Равновесие,  Спокойствие, а это возможно, к сожалению нашему, только при отсутствии всякой «организованности».  Ее «понимание» порядка резко расходится с нашим пониманием. Она как бы стремиться угодить всем  и  хочет все  распределить  поровну и располагать равномерно – материю, энергию, физические поля  и все остальное, может даже таинственное «темное вещество», открытое недавно.  Как было упомянуто, это случится,  согласно науке,  через  многие   миллиарды  лет  -  можно не унывать, успеем  еще  пожить!

      Дисбаланс   мирового порядка и беспорядка хорошо описан  П.Эткинсом  в его книге «Порядок и  беспорядок  в  природе». Эти две противоположности не только взаимодействуют, но и дополняют друг друга.  Факты такого  состояния  налицо –  как  вселенского так и житейского масштаба. Вся наша Солнечная  система  образована из «космических  отходов». Начальные космические объекты ранней Вселенной   состояли сплошь из водорода, гелия и не было в них атомов тяжелых элементов, необходимых  для  возникновения  планетных систем.  В результате выгорания и последующих взрывов  первичных протоэвезд  «образовалась»  вся таблица элементов Менделеева,  в том числе и ряд «биогенных элементов» - водород, кислород, углерод, азот, кальций, фосфор, железо и другие. Новые элементы заполнили Вселенную в виде огромных облаков темных туманностей. Именно из этого материала разрушительного буйства энтропийных  процессов, а буквально из «золы и шлаков»  космических «пожарищ» возникли вторичные спокойные звезды типа нашего Солнца и планетные системы, пригодные для образования жизни. Тут уже энтропия  сменила  знак и принялась созидать, в результате мы имеем земную Природу и бесчисленное количество внесолнечных   планет, где потенциально   возможна  жизнь.   Но это созидание было вынужденным – оно не свойственно энтропии.  Оно шло  попутно с очень  интенсивным  излучением  в  Космос  тепловой   энергии   центрального светила  планетных  систем  и  гравитационного   сжатия  первичной газо-пылевой туманности.  Так что мировой  закон не нарушался - природа  следит за выполнением  своих  фундаментальных  законов  как  строгий  прокурор!

   Наша  жизненная  практика создает  некоторую иллюзию  преобладания порядка над беспорядком.  Действительно,  в окружающей  нас среде  мы всюду видим  в разной степени упорядоченные  структуры  -  в быту,  обществе,  природе.  Полного беспорядка  вроде бы и нет,  есть только некоторые  нарушения  организованности.  Возникает  явное противоречие по отношению к теории.  Ведь  согласно  ей  вероятность  упорядоченных систем гораздо ниже  неупорядоченных,  следовательно последние должны преобладать над  первыми?   А  практика  показывает обратную картину.  Вопрос этот не из простых, а имеет фундаментальный характер. Для  прояснения ситуации  необходимо  разобраться  в том, что из себя представляет  вероятность  W  в  формуле  Больцмана.  Согласно  науке об организованности ( системологии,  синергетике)  эта вероятность, в отличие от  математического  ее понимания,  может иметь любое значение от нуля до бесконечности и равна числу способов (возможных  путей)  достижения данного состояния  системы,  объекта.  Среди этих способов  существуют  доминирующие,  и редко встречающие способы,  распределение вероятности  их проявления  неравномерно.  Например, вероятность разрушения открытых металлических конструкций более вероятна от химической коррозии, чем от некоторого механического  или от температурного воздействия. Для деревянных конструкций соотношение  уже  обратное.  Для живых систем  на первое место по степени разрушительности выступают факторы  голода, холода, нападения врагов, болезни.  Эта неравномерность  воздействия разрушительных энтропийных сил  весьма эффективно используется во всех видах организованных систем, а в самоорганизующихся  -   тем более. При этом  против наиболее интенсивных  факторов  создается  более  прочная  «линия защиты».  Эта линия мобильна и перестраиваемая,  так как организованные  системы  имеют, как правило, обратную связь для контроля  и корректировки своих действий. Таким образом,  эти системы  существенно повышают свою жизнестойкость  несмотря на  относительно низкую вероятность существования по отношению  к дезорганизованным системам.  В конечном счете путем  целенаправленного  действия (саморегулирования)  получается  беспрерывная смена состояний организованной системы, каждое последующее из которых более устойчиво к разрушающим воздействиям, чем предыдущее. Эта способность  перестраиваться  повышает  функциональную  вероятность существования упорядоченных систем, создавая  видимое преобладание  порядка над беспорядком.

      Может наступить такой момент, когда организованная система  не способна парировать удар Энтропии,  тогда  система либо погибает, либо переходит на другой  более низкий уровень  упорядоченности.  Для  всех  организованных систем  Энтропия припасла универсальное  неотвратимое средство  -  старение. От него еще никто не спасся,  для горячих космических  объектов (звезд)  это выражается  в виде истощения  внутренней  энергии,  для  холодных  тел  это  -  гравитационное разрушение,  для  живых  существ это  -  старение  клеток,  потеря способности к дальнейшему делению и возобновлению.  Для всего остального  это -  амортизационное старение,  разрушение от физико- химического разложения.  Но порядок упрям, находит новые слабые места  в радах  Энтропии и  создает новые формы  организованности, способные  противостоять ей.

  

    

                                                                    

                                                                         **********

         Все сказанное выше – «присказка», а сказка будет впереди – как  поет Высоцкий в одной из своих песен. Оказывается, энтропия не только двулика, она – многолика! Кроме термодинамической и структурной имеются еще информационная и социальная формы. Первая была открыта  Р.Клаузиусом,  вторая  – Л.Больцманом и Э.Шредингером,  третья – К.Шенноном,  а последняя  никем – сама появилась и заговорила громко!

     Информационная  энтропия  отражает  степень  нашего  незнания  о  состоянии  какой  либо  системы,  явления,  события,  исторической  эпохи, то есть  обо  всем, о чем  нам  желательно  знать,  самый  банальный  пример  -  прогноз  погоды  на  следующие  дни.  Чем  длиннее  период  прогнозирования  -  тем  неопределеннее  этот  прогноз и тем  выше уровень  информационной энтропии. После получения точных сведений  энтропия  уменьшается до нуля.  Но чаще мы вынуждены пользоваться  неполными  сведениями и в информационной сфере, это нормальное явление.  Она  порождается  несколькими   причинами.  Первая  -  наша  система  сбора  информации и каналы  ее  передачи  организованы плохо, работают  не на полную мощность, то есть имеет место наша  личная энтропия,  порождающая  информационную – взаимная поддержка, так сказать, двух видов  энтропии.  Получается обидная ситуация – информация  объективно  существует и  мимо нас проходит мощный её поток,  но мы  ее  не  физически и физиологически не способны его воспринять,  оставаясь информационно слепыми.  Вторая  причина  -  отсутствие  реальной  информации  ввиду  технического  нарушения  источника  или  канала  передачи  -  это  уже  результат  работы  структурной  энтропии. Есть  еще  одна  причина  -  искажение  информации вплоть до противоположного  значения.  Оно  происходит  в  каналах  передачи,  либо  при  нарушении  работы  источника,  либо как результат  сознательной  подмены  информации,  ее  сокрытия  или   порчи  кем-то  из  заинтересованной  в  этом  стороны.  Информация  имеет  большую  ценность  и  на  ее  фронте  идет  ожесточенная  невидимая  война  вплоть  до  взлома  секретных  кодов  ее  шифровки  Не зря  родилась  поговорка  -  «кто  владеет  информацией,  тот  владеет  миром».

      Социальная энтропия – это частный случай структурной энтропии, так как любое сообщество есть структура.  История  возникновение человеческого общества полна трагикомизма. Тут энтропия поработала на славу, проявляя все свое коварство. И, вообще, энтропия участвует в творческом  акте  лишь для того, чтобы потом было что разрушить.

        В социальной сфере началось все с малого. Для противостояния  энтропийному напору многие живые существа  и даже насекомые были вынуждены объединить усилия путем создания  сообществ. Как известно, один в поле не воин, а враг всесилен. Энтропия  действовала не только на физиологическом уровне, вызывая деградацию и болезни, но и на макроуровне  в лице враждебной внешней среды, где каждый норовит тебя съесть.

     Любая жизнь есть открытая система по отношению к внешней среде – это аксиома. Вот  эта  ее особенность и  стала источником  «первозла» в божьем мире. Возникшие сообщества на всех уровнях жизни повысили жизнестойкость, выживаемость и численность. При этом соответственно возросла и интенсивность обмена с внешней средой, но ресурсы природы не бесконечны и в результате перестало хватать пищи на всех, да и жизненного пространства  стало маловато. Вот тут-то и родилось первозло, на человеческом языке названное красивым словом ДЕФИЦИТ!  А дальше пошло как по заколдованному кругу – дефицит породил КОНКУРЕНЦИЮ, а она родила самое страшное для всего живого на  свете – КОНФРОНТАЦИЮ!  После этого все началось как в Библии сказано: «…и искривились пути человеческие…». Не только человеческие, но и всего живого. В слаженном  божьем мире появилась  дисгармония -  хищничество, каннибализм, войны  одних сообществ с другими  (пожирают друг друга даже микробы, насекомые, обитатели суши, воды и неба). С тех пор мир на земле кончился.

        К сожалению,  об этом в Ветхом Завете ничего не сказано, там описаны лишь грехи человеческие. Это была  плата   за объединение и торжество энтропии, она теперь заимела союзников в лице самих участников земной драмы.  Дарвин  деликатно  назвал эту  великую драму всего живого  «борьбой за существование», а завоевание права на жизнь – «естественным отбором». Эволюционисты говорят, что мозг живых существ и разум человека возникли в отчаянной борьбе с энтропией как ответ на ее оголтелое наступление на  жизнь.  Разум обеспечивал гибкость поведения и повысил  выживаемость, но за это в скором времени пришлось  дорого заплатить. Человек рано понял преимущества  коллективного труда, это подтверждают история и археология. Первобытное стадо австралопитеков -  это уже  начало социальной структуры, социума. Известно, что в любом сообществе существует строгая иерархия – имеются  лидер (вождь), его окружение (команда),  рабочие, охранники, воины и другие  члены семьи (исполнители). Это говорит о том, что общество вынуждено дифференцироваться, расслаиваться, короче говоря,  возникает СТРУКТУРА. Она нужна для обеспечения  управляемости и выживаемости сообщества. В этом плане социальные структуры  пчелиных семей, муравьев и других  творений природы  вызывают восхищение  своим совершенством, гармонией и изъяществом.  И, главное, - никаких конфликтов, все работает как слаженный автомат!  Правда, эти сообщества разных видов между собой отчаянно воюют, особенно  насекомые.

      В человеческом социуме внутриобщественная  дифференциация в первобытные времена тоже не вызывала дисгармонию и все шло по законам животного мира. Искривление путей пошло позже, когда человек поумнел и превратился на свое горе в  homo sapiens. Историки говорят, это было начало периода расширенного воспроизводства и товарного обмена. Современный историк А.С.Хоцей в своей фундаментальной книге «Теория общества» четко прослеживает эти моменты. В этот переходный период от первобытного общества к следующей социальной ступени человек мыслящий «вдруг» осознал, что в обществе существуют  Неравноправие и Несправедливость!  Это было роковой развилкой в истории человечества, причем с драматическими последствиями. В человеческое общество навсегда проникли и закрепились «изобретения» социальной энтропии – Конкуренция, Конфронтация, Конфликты, Ненависть, Вражда, Насилие, Зависть, Война, Террор и все «семь грехов библейских». Так энтропия «отомстила» человечеству за попытку уйти из-под ее влияния путем объединения усилий для борьбы с нею.

        В обществе низы стали восставать против верхов, захвативших общественные ценности и  жизненные блага. Вожди и лидеры стали низвергаться, табу неприкосновенности было снято. Появились законы, запрещающие бунтовать и законы, закрепляющие неравноправие и несправедливость как ниспосланные свыше. Для этого были срочно придуманы соответствующие идеологии, но это мало помогло, Насилие стало главным действенным средством для разрешения  социальных  проблем  и несправедливости. Этот способ, перенятый из животного мира, глубоко проник в сознание человечества и господствует до сих пор. Это -  кризис социальной эволюции, это -  тупик человеческой мысли. Даже Разум оказался бессильным  в  разрешении проблемы. Более того, сам  разум не избежал энтропийного воздействия и оказался весьма  уязвимым  в этом  отношении. В результате наряду с рациональным разумом появились его противоположности – иррациональный разум, искаженный разум, злой разум. Так энтропия «завербовала» для себя новых помощников – противников прогресса, морали, законов. Вскоре появились и конкретные лица этих помощников – человеческие пороки, включающие и  «семь грехов» библейских. Надо отдать должное животному миру – он свободен от пороков, зло в этом мире  является необходимостью,  вызванной  программой выживания.  Пищевая пирамида  устроена так  жестоко, что  любая ступень жизни может существовать только за счет уничтожения  (поедания)  нижестоящей ступени. Человек, используя разум, оказался на вершине этой злополучной  пирамиды и поедает всех и считает это вполне нравственным и законным.  Правда, выше всех оказались всевозможные паразиты, микробы, вирусы -  им  «платит дань» все живое, даже растения.  Эти собиратели дани  имеют  явно   энтропийное  происхождение, так как  выступают в роли разрушителей жизненного порядка  Природы.

    Как ни странно, в социальном плане психология человека оказалась на уровне повадок скорпионов – этих  неразумных тварей. Из истории известно, что в средние века войны и грабежи были народным промыслом.  Человек  «понял», что жизненные блага  можно получить не тяжким трудом, а гораздо проще – отнимая  их  у других!  За всю историю человечества историки насчитали в ней  всего около сорока лет мирной жизни, остальные – война, кровь.  Религия объясняет такое состояние дел божьей карой за грехи, только вот непонятно, почему Всемогущий сотворил такое несовершенное греховное существо?  По этому поводу Ренар Жюль  высказался весьма определенно: «Богу недурно удалась Природа, но с Человеком  у него  вышла  осечка».  Человек  запутался в мире, куда он пришел, мир оказался  слишком сложным для его понимания. Существуют  уже десятки различных мировоззрений  и  тысячи  религиозных направлений  и  ни одно из них  не может удовлетворительно объяснить -  что такое  Бытие  и в чем смысл жизни  человека?  Даже собственная  история  человеческая  оказалась  непосильной  для понимания  -  она  всюду  искажена, частично потеряна,  толкуется по-разному  даже специалистами  науки.  Более того,  появилась  чудовищная профанация  в виде  «новой  хронологии»  Фоменко и  Носовского, согласно  которой  хан  Батый и  Дмитрий Донской – одно и то же лицо  и, вообще – вся история  наша в корне неверна. Поиск и выбор оптимальной  социальной системы  для человечества  уже  представляет  кровавый путь,  устланный  многими тысячами  жизней  и война на этом фронте еще далеко не закончена.  

     Человек  хочет не только выжить – этого ему мало. Он хочет жить комфортно. Для этого он придумал вторую природу – цивилизацию, состоящую из вещей, технологий, законов, наук, идеологий, политики, культуры, искусств, недвижимости, богатств, стремлений, заблуждений, войн, революций, тюрем, утопий. Кроме  материальных  потребностей  у человека  появились  еще  социальные и духовные  потребности. Как говорится,  «не  хлебом  единым  жив  человек»,  он  нуждается  в  постоянном  общении  с  «социальной  средой»  на  информационном  уровне,  для  этого были  созданы  языки  общения  и  средства  массовой  информации.  Без  общения  человеческая  личность деградирует.  Общение  нужно ему  не  только для получения  информации,  но  и   для  определения своего социального статуса,  для  «выравнивания»  себя  по существующим  социальным  «нормам». Весь воспитательный  и  образовательный  процесс – этап  становления  человека  проходит  в  общении.

      Духовные  потребности  относятся  уже к  познавательно-эмоциональной  сфере. Потребность в науках  напрямую  продиктована  материальными  потребностями  и  попутно  человеческой  любознательностью (фундаментальные  науки).  Что  из  себя представляют  музыка, искусство, литература - вроде для  программы   выживания  они и не нужны?  Здесь кажется уместным  следующее рассуждение.  Говорят, музыка дает  «заряд бодрости»,  разгружает или, наоборот, мобилизует – стоит  вспомнить  военные марши.  Это уже область психологии  и  эмоций,  где  нет  ясности.  Из истории  известны  факты о том, что  в  Древнем  Риме  чернь собиралась  перед сенатом  и кричала: «Хлеба и зрелищ, хлеба и зрелищ!».   И  сенат  устраивал  зрелища, а они были  кровавые – такие были тогда нравы.  Следовательно,   «душевный  настрой» - важный фактор  в нашей жизни, как и хлеб насущный  и  он  активизирует  деятельность человека  или блокирует отрицательные эмоции,  нежелательные  энтропийные  процессы  на  психологическом уровне.  Про живопись,  ваяние, архитектуру   говорят,  что  они  -  застывшая  музыка,  вызывающая   чувство  красоты.  Это  уже  эстетика, область неоднозначная.   Назначение  литературы более понятно.  Описывая  жизнь,  писатель  канонизирует  некоторые  положительные  или  отрицательные образы, явления, события,  мы приучаемся  по ним  строить свои ориентиры. Есть и  документальная  литература,  имеющая уже познавательное  значение.  Знания,  информация – необходимые  атрибуты  любой  самоорганизующейся  системы,  а  литература -  мощный источник  информации и эмоционального настроя,  необходимого  для  обеспечения  жизнестойкости.

      На поддержание порядка, создание  противодействия  ежедневному  «энтропийному  сносу»  человечество тратит огромные усилия, которые на первый взгляд  не заметны – мы к этому привыкли.  Вся экономика, промышленность, наука, быт мобилизованы на создание  «оборонительной линии»  для  этого. В конечном счете все это сводится к  противопоставлению  одних природных сил другим, умелое их направление. Человек использует огромные энергетические потоки, созданные стихийными силами воды, ветра, угля, нефти, атома  для противоборства с постоянным рассеиванием тепловой энергии  Земли в  Космос в виде инфракрасного излучения. Энергия идет и на  технологические процессы, идущие с поглощением тепла.  По сути, вся наша организованность есть умелое противопоставление  одних стихийных сил другим, так как наши собственные силы мизерно малы  по сравнению с теми  колоссальными  энтропийными силами, в гуще которых мы умудрились построить свой  «Жизненный  Оазис», чем мы не без основания можем гордиться – гордиться, но в меру,  ибо мы не знаем, что у нас впереди. А там, явно, нас ожидают новые сюрпризы  этой бесконечно изобретательной  госпожи  Энтропии.

     Цивилизация   сглаживает  и скрывает от человека его прямую зависимость от природы, человек  возомнил себя  «венцом природы», встал  выше нее. Природа-мать терпит свое неразумное дитя, но надо полагать,  до поры до времени. Как ни странно, человек оказался  экологически вредным существом, причем самым вредным.  Он уничтожил огромные лесные массивы – легкие  Природы, отравил воздух и водоемы, загрязнил среду обитания всего живого отходами химии,  радиации,  умудрился даже разрушить защитный озоновый слой.  Наши праправнуки уже будут жить в мире дефицита  энергоносителей и других ресурсов. Демографический прогноз тоже малоблагоприятен. Это несомненно скажется на формировании нового менталитета и психологии человека  грядущей  эпохи. Человек по природе оптимист и вынослив, это его спасает, он живет с  надеждой на будущее. Это, очевидно, самое оптимальное поведение. Он даже придумал для успокоения души вторую жизнь на том свете, а у некоторых народов предполагается  даже множество жизней.  О превратностях нашей противоречивой жизни весьма своеобразно отозвался неиссякаемый юморист-эстрадник  Жванецкий, -  «Наша жизнь:  не привыкнешь – подохнешь,  не подохнешь - привыкнешь».  Он же о стране нашей:  «История России – это борьба невежества с несправедливостью».

      История России оригинальна, это история страны, пропустившей мимо себя   эпоху Возрождения, две промышленные революции и теперь на наших глазах прозевавшей информационную и технологическую революции. Зато она богата политическими событиями,  революциями и переворотами – их в нашей истории хоть отбавляй. Говорят, в наших исторических  упущениях  виноват российский  евроазиатский менталитет – неповоротливых  агрессивных  «медведей».  Как знать, во времена Ярослава Мудрого Русь была грамотнее Европы. Дочери Ярослава выходили замуж за европейских королей. После смерти этого мудрого князя  русская культура пошла вниз, связи с Европой ослабли, православие восстало против католического Запада, «латинской ереси» и изолировало  от нее Русь.  «Железный занавес»  был придуман задолго до большевиков. Мы не захотели жить по западному образцу, но пришли с востока  полчища татаро-монголов  и  заставили жить по-восточному, по-азиатски. Исторический шанс своевременного приобщения к западной цивилизации был упущен, петровские реформы  опоздали, а последователей реформ не нашлось. В дальнейшем у российских правителей была своеобразная ориентировка на Запад – там  покупалось все то, что  можно было производить у себя,  даже  жен  для императоров выбирали в Европе.  Большевики  продолжали изоляцию страны, развивали свою  «марксистскую науку» в институтах  «красной профессуры»,  где  Тимирязев  гонял сторонников теории относительности и генетики. Теперь мы –  «развивающаяся  страна»,  сырьевой придаток  индустриальных стран, по  уровню жизни  где-то рядом  с  африканскими  народами.

       Искателей причин такого печального состояния наших дел было много во все времена  как среди своих мудрецов вроде Солженицына, так зарубежных «специалистов» по русскому вопросу. А ведь страна наша  самая богатая по ресурсам, в ее недрах все виды  природного  сырья. Совсем недавно мы с упоением изучали основы марксизма-ленинизма, исторический материализм -  как Библию ныне изучают многие. Никаких сомнений относительно правоты этих учений не возникало – внешне все логично было построено, только их соответствие жизненным реалиям было не без грехов – это видел каждый. В жизни были «двойной  стандарт», полунищий уровень жизни, безобразия  коммунистической верхушки, тотальный дефицит на все, «блат», «несуны», «толкачи», осведомители. Но все это считалось «издержками», пережитками,  которые  надо преодолевать и  перетерпеть ради светлого будущего. Как беспощадно мы обманулись!  Возможно,  теория  тут и не причем, а  виновата  практика управления страной. Это каким же «талантом» надо было обладать, чтобы развалить такую державу!  Несомненно, среди причин лежит и идеологическое противостояние миру – сначала  религиозное, затем  коммунистическое. Мы сами себя изолировали от цивилизованного мира. Наша «самобытность», славянофильство дорого нам обошлись.  Наши историки – Карамзин, Костомаров, Соловьев, Ключевский  не раз возвращались к  истокам причин  такого  состояния дел.  Тютчев  это  выразил  в  своих  стихах, где есть  печальная строка  как слеза:  «…умом Россию не понять…».

     По прогнозам специалистов темпы развития в постиндустриальном мире таковы, что нам уже в принципе их  не догнать. Поезд ушел, наша доля – прилаживаться, не потеряться совсем в этом бурном мире. Всю современную промышленную продукцию, технологию, бытовую технику - автомобили, телевизоры, компьютеры, мобильники, медицинское оборудование, лекарства (даже зубной цемент) и много другое мы теперь вынуждены покупать у них, так как  качество своих на порядок ниже.  По официальным данным (Российского Радио от  30.09.2004)  энергоемкость  нашей промышленной продукции  в  4 – 5  раз  выше  Западной,  а по сравнению с Японией  мы уступаем ей  в 10 раз.  Агропромышленный комплекс в технологическом плане отстал от передовой мировой практики на 40 – лет. Говорят, по ракетам  и продукции  ВПК мы еще  «впереди планеты  всей» - как знать. Известный экономист  Паршев в своей книге  «Почему Россия не Америка?» вообще отвергает  конкурентоспособность российской промышленной продукции на  мировом  рынке  и  доказывает бесперспективность вступления в ВТО.  Покупают у нас только вооружение и причем,  в основном,  арабские и азиатские страны.  В итоге получается, что наше российское общество оказалось более податливым «козням» социальной энтропии и колесо истории «проехало» по нашей судьбе, отбросив нас на обочину магистрали истории. Вытащить нас оттуда, видимо, сможет только чудо или нечто космического масштаба, не зря наш народ теперь  повернулся  лицом к религии, чудотворным образам,  астрологии,  мистике.

      В свое время  в  «Философических  письмах» Чаадаев  писал о том, что у России нет истории, нет традиций, нет будущего, мы – не Европа и не Азия.  Неправда – история у нас есть, но горькая и историки до сих пор не смеют о ней сказать всю правду, Например, до сих пор никто из них не осмелился  выявить причины 500 летнего отставания  истории естествознания  в России по отношению к Западной Европе. Известно, что первые университеты – в  Болоньи, Оксфорде, Кембридже, Париже открылись в начале ХIII  века, первым ученым, положившим начало экспериментальным наукам, по интеллекту равный Ломоносову, был Роджер Бэкон из Оксфорда, живший в том же веке.  Российские науки начались после реформ Петра I и то с помощью тех же европейцев – «коварных латинян». Это был уже XVIII век!  А  первое метро появилось в Лондоне в 1865 году, когда  в России  не было еще  хороших дорог  и было  только что  отменено  крепостное право.

     В научно-технической области контрасты еще разительнее. Все классические и современные науки возникли и устоялись в странах Западной Европы. Из всех фундаментальных законов естествознания  подавляющее их количество открыто западными  учеными  кроме  одного - периодического закона Менделеева. В истории становления  естественных  наук нет имен крупных  российских ученых, внесших  революционные идеи - таких  как  Роджер Бэкон, Николай Кузанский,  Паскаль,  Декарт,  Галилей,  Кеплер, Коперник, Ньютон,  Лейбниц, Ламарк, Дарвин, Линней, Майер, Пуанкаре,  Эйнштейн, Планк, Бор, Гейзенберг, Максвелл, Фарадей, Тесла, Хаббл, Шеннон, Винер, Хокинг, Хакен, Пригожин.  Наш  первый  российский ученый-энциклопедист  Михайло Ломоносов, химик по специальности, ничего  крупного в химическую науку не внес, писал  больше оды императрицам  и  прошения  о прибавке  жалованья  поэтическим  глаголом: «…государыня, я пес окаянный, твое жалованье два пуда медью пропил…». Ему приписывают открытие закона сохранения материи, на самом деле он лишь повторял известную из античной науки гипотезу. Доказательство ее справедливости выполнил Лавуазье на основе количественного анализа экспериментальных данных. Последующая плеяда  русских  ученых  была уже не в состоянии наверстать упущенное.

      Российскими и советскими  учеными получено всего около 3%  Нобелевских премий из общего числа,  для  такой большой страны  это несоизмеримо мало. О причинах отставания нашей науки наши исследователи скромно  молчат, но  «позаботился» за них  профессор из далекого Кембриджа  доктор Грэхем, изложив результаты своих исследований в книге «Очерки истории российской и советской науки».  В ней приведено множество фактов  и раскрыты причины наших бед. Очень печально, что академик Иоффе, просидев на исследованиях  полупроводников десятки лет, упустил открытие транзистора. Это за него за короткий срок сделали талантливые американские инженеры Шокли,  Бардин и другие, после чего началась бурная  научно-техническая революция  в электронике, радиотехнике, информатике, кибернетике, вычислительной технике.  Микрочипы  и компьютеры теперь мы  покупаем  за рубежом, а ученый люд едет туда  за  хлебом насущным.

     Что теперь представляет собой россиянин? Он разнолик. Его «протащили» через очередную российскую  политическую мясорубку и заманили в «демократию» под  шорох ваучеров и  иностранной валюты. Теперь мы вернулись назад в капитализм после того как «зримы были видны горизонты коммунизма» - не волшебство ли это или дешевый  фокус? А скорее это насмешка истории над  незадачливыми экспериментаторами-утопистами, решившими изменить  ее  незыблемые  закономерности. По сути перестройка была настоящей революцией со сменой общественного строя – четвертая по счету в российской истории. 

     В мутных волнах демократии самые проворные ринулись в политику,  там выгодно и престижно. Имеющие  деньги пошли  в  коммерцию –  перепродавать  импортные товары.  Владеющие корпоративными связями в высших кругах  захватили национальное богатство и успешно переправляют  за рубеж  природные ресурсы и финансы страны.  Производитель -  в загоне и выше среднего класса  не  в состоянии подняться.  Интеллигенция – в  традиционной нищете, кроме «звезд» эстрады, искусства и  науки.

      Надо  признать и положительные стороны  наших перемен.  Во-первых,  мы избавились  от  гнетущего  влияния  партийной диктатуры  коммунистов.  Во-вторых,  получили  некоторые политические  свободы  и  взамен  глобальному  дефициту  во всем – изобилие  хороших  товаров.  В целом,   «жизнь стала  лучше,   жить  стало   веселее»,  -  как  поговаривал  наш  мудрый  вождь  в  недалеком  прошлом.

       Психологический портрет россиянина, да и человека вообще, является пестрым, противоречивым и парадоксальным  отпечатком  образа жизни, менталитета, возможно даже  тяжкого эволюционного пути. Во-первых, человек психологически слаб, подвержен быстрой смене настроения под действием жизненных ситуаций.  Особенно опасно фокусирование нескольких негативных факторов в одну «пространственно-временную точку». Тут исход не однозначен, сломаться может любая сильная натура. Второй парадокс психики: при возможности выбора между горькой истиной и приятной полуправдой, а иногда и неправдой человек склонен выбрать полуправду, заведомо зная об этом. Психологи говорят о дефиците положительных эмоций и многие счастье представляют как море этих эмоций (древнегреческий гедонизм?). Этим можно объяснить, в частности, следующее обстоятельство: какая-либо заезжая эстрадная звезда за один вечер может заработать столько денег, сколько не заработает солидный ученый за весь год. И правильно – от науки одна скука, куда приятнее  экстаз от  веселой музыки  и непринужденных  телодвижений  на дискотеке, они дают психологическую разгрузку, снимают напряженность. Та же компонента присутствует при посещении храма – человек разгружается от беспокойных мыслей, заряжается положительной эмоцией, приобретает защиту и покровительство Высшей силы. В этом плане психологическая  наука  совершила  большой промах, так и не создав науку о  загадочной человеческой душе – ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ.  Наука  рано  восстала против религии, не создав адекватную замену ей и в борьбе за умы людей  проиграла, простой люд в трудные времена выбрал религию, а не науку.  Атеизм теперь стал ругательным словом,  все атеистические учреждения закрыты, даже  Институт научного атеизма и религии.

      Учение Фрейда, социометрия  Морено, практика гипноза ни в коей мере не восполнили этот пробел, а религия легко и  успешно это сделала. Психотерапевтическая сила религии оказалась более действенной, чем научная логика.  Не зря древние греки придумали катарсис – способ  разгрузки через слезы при помощи трагедий Эсхила. Это тоже психотерапия.  Нынешняя  наркомания и алкоголизм имеют те же корни – дают  «разгрузку» и искусственный приток  положительных эмоций. Говорят, – латиноамериканские страны расходуют на корриду больше денег, чем на науку, выходит – эмоции для человека важнее  знаний.  Следующий парадокс психологии человека это – его  алогизм в сочетании с конформизмом. Например, верующего человека  невозможно переубедить никакими логическими доводами,  указывая на  многие логические неувязки в Ветхом Завете, ибо его душа против логики, она за веру.

      Еще одна характерная черта человеческой психики,  уже типично  российская. На западе с испокон веков существовал КУЛЬТ  ТРУДА, мастеровой человек был в почете, к голосу гильдии ремесленников прислушивались даже короли.  В Англии, например, они добились принятия конституции – это в средние века!  В  Америке  существует  уважительное  отношение  к  человеку,  добившемуся  высокого  общественного положения  благодаря  усердной  работы  над  своей личностью.  Таких  там называют  «Self  made  man»  -  Человек, сделавший сам себя.  На Руси труд традиционно не был в почете, а был божьим наказанием с момента изгнания людей  из Рая.  Кредо русского крестьянина: «от трудов праведных не наживешь палат каменных». А западная цивилизация была построена  не  только трудом рабов и  грабежом колоний, а в основном  трудом и интеллектом европейской семьи народов. Причем  статус  гражданина на Западе был всегда выше статуса  бесправного российского холопа или горожанина. Фома  Аквинат, теоретик католицизма, окончивший три университета,  говорил о том, что «самое  благородное, сотворенное на земле Всевышним – это человеческая личность». Вообще на формировании менталитета народов сильное влияние оказывали религиозные устои, а на  Западе и  на Руси они были разные. Католицизм  (его прогрессивное крыло – Николай  Кузанский,  папа  Сильвестр II)  видели в науках средство доказательства  бытия Бога. На Руси науки считались ересью и на этот счет существовала догма: «остерегайся мыслей – они могут быть от лукавого» и еще: «греховное дело посягательство на тайны Божии…». Первые университеты Европы  строились на деньги католического  духовенства, на Руси такое было невозможно. Православное духовенство всячески сопротивлялось  просвещению народа, запретило Борису Годунову открывать духовную академию, посылать за рубеж молодежь для получения образования. Греко-латинская академия открылась лишь в конце XVII  под строгим надзором религии. Вскоре оттуда были изгнаны прогрессивные греческие преподаватели, обвиненные церковью в  «увлечении философиею» Аристотеля. Несмотря на свою реакционность,  религия  востребована  жизнью, историей, иначе она не выжила бы, особенно в  России.  Оказалось,  этот  «опиум»  обладает  лечебными  свойствами!

     Парадоксальным образом допущение Бога весьма просто и логично  разрешает вечный неразрешимый вопрос о смысле жизни человека. Согласно Писанию,  Творец сотворил человека «по образу и подобию Своему». Следовательно, человек - тоже ТВОРЕЦ!  В этом смысле любая сотворенная человеком вещь является творчеством и соответствует божьему промыслу, но творение должно быть направлено в добро, а не во зло. Существует интересная аналогия в математике: допущение «мнимой единицы» привело к целому разделу теории функций комплексного переменного и весьма полезным для прикладных исследований конформным преобразованиям. Допущение Бога  многое объясняет по-своему, например, исключительную целесообразность природы, «точную подгонку мировых констант», необходимую  для  возникновения  Вселенной,  жизни на Земле и другие сложности  мироздания, перед которыми пасует современная.  Дух Зла  и  Дух Святой – это эквиваленты  Энтропии  и  Негэнтропии в религиозно-нравственной форме.  Нравственные, моральные устои религии оказались выше морального Кодекса  коммунизма. А какие сильные слова сказал Иисус в своей Нагорной  проповеди:  «Будьте совершенны как  Отец наш!».

       Стремление к Совершенству, Порядку лежит в основе человеческого поведения и Предназначение нашей жизни -  в  вечном   Обновлении  и  Творении.

   

                                                             

 

      В заключение немного печальной лирики.   Жизнь конечна – так установил Господь, изгоняя из Рая  неразумных  Адама и Еву: « Смертию  умрете…». Согласно  божьего промысла человек первоначально был сотворен бессмертным, но поплатился  за свою любознательность. Даже Господь считал, что  человеку много знать вредно, следовательно, уже существовала цензура на информацию!  Теперь получается  так,  что на этом свете все мы имеем  временную прописку, а постоянная будет там – неведомом мире. Непостоянство всего земного  своеобразно отразил  наш   корифей  литературы  поэт-философ  Г.Р. Державин:

                                   Река времен в своем стремленьи

                                   Уносит все дела людей,

                                   И топит в пропасти забвенья

                                   Народы, царства и царей…

   После нас на смену придут новые поколения, в том числе наши пра-пра - - правнуки  и в недалеком будущем станет так, как говорил поэт - «…у  гробового входа  младая  будет жизнь играть и  равнодушная природа красою вечною сиять!». А может  будет так, как поет Пугачева: «…по сугробам белым и по лужам  у  ручья  -   будет кто-то бегать, но не я!».  Кому как, но  для меня  лично этого мало, я  бы очень хотел посмотреть на  ихнюю жизнь через сто, пятьсот, тысячу  лет – хоть одним глазом!   

     После смерти время для нас перестанет существовать и  даже его  немыслимо  большой  промежуток  будет равнозначен одному мигу.  Остатки наших атомов (а они очень стабильны, особенно атомы углерода)  переживут  многие  миллионолетия   до  самого  «Судного дня»,  когда  и  Земля  распадется  на  рой астероидов  и мы в атомарном  виде  вернемся в  Космос, откуда и  пришли  в  земной  Мир.  Миротворный  Круг  замкнется, а у него впереди еще  много новых  оборотов. Существует множество космологических гипотез относительно повторяемости вселенских процессов – начиная  с  цикличности Вселенной и кончая  существованием параллельных (полных копий) нашей. То бесконечное непознанное, возможно и непознаваемое человеческим умом, позволяет допускать любые варианты состояния и движения этого Неведомого и вместе с тем  Грядущего. Наше сознание рисует его чаще в мрачных тонах, чем в идиллических розовых, так как мы привыкли видеть абсолютно равнодушное, подчас и «враждебное» отношение внешней среды к нам. Но мы оптимисты, иначе в этом мире не выжить и как тут не преклоняться перед жизнелюбием  Верки  Сердючки, которая поет: «…Нэ буду горэвати, буду танцэвати!».   Оптимизму  Марка  Твена  тоже  можно  позавидовать:  «Радуйся жизни, ибо мертвым ты пребудешь долгие времена»! 

     Согласно  «возвратной теореме»  Пуанкаре  в  мире  любое событие  повторяется  через  конечный  промежуток  времени.  Если  это  так,  то  жизненный  цикл  на  Земле тоже повторится.  Существует в информатике интеллектуальное устройство - «Регистратор упущенных возможностей». Такой  Регистратор поставил  бы  многим  из  нас  оценку  не  выше «тройки» за  прожитую жизнь, – так  много в ней было нереализованных  вариантов,  так и тех, которые не заслуживали этого или были вовсе нежелательны – будем  объективны перед собой!  Даже Великий Наполеон  говорил, что у него в жизни было всего несколько счастливых дней.

    Согласно  «возвратной теореме», пройдя через чащу многолетий, мы  повторимся  в  новом  Качестве  в  другом  уголке нашей  Вселенной  или  в совсем  ином  Невообразимом  мире  и  тогда  наверняка  наверстаем  упущенное!   

    Может  прав  старик  Пуанкаре?…    

                                                                                                                            

                                                               *********

     

                                                                                                                         

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz